• ПН — ПТ: 10:00 — 18:00

Что такое согласованные процедуры

Согласованные процедуры — это процедуры, которые должны быть согласованы между аудитором, проверяемым хозяйствующим субъектом и заказчиком, заключившим договор на предоставление сопутствующих аудиту услуг. Если вы хотите выполнить задание по согласованным процедурам, то вам необходимо согласовывать процедуры с проверяемым хозяйствующим субъектом и заказчиком. Цель выполнения согласованных процедур - предоставление заказчику отчета, содержащего интересующую его информацию и факты, отмеченные при выполнении процедур.

Выполнение согласованных процедур может быть связано с различными показателями финансовой информации, включая задолженности по дебиторской или кредиторской задолженности, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, а также с отдельными элементами бухгалтерской отчетности.

Согласованные процедуры в отношении финансовой информации могут быть выполнены для отдельных направлений деятельности предприятия или для любого другого блока финансовой и нефинансовой информации, которая интересует заказчика. Согласованные процедуры также могут быть выполнены в рамках договора согласованных процедур или МСА согласованных процедур.

По завершении проведения согласованных процедур заказчику предоставляется отчет, на основании которого он может оценить результаты процедур и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора. Согласованные процедуры отчет должен предоставлять только тем сторонам, которые договорились о выполнении данных процедур.

Если вы ищете договор согласованных процедур, то обратитесь к аудиторской компании, которая предоставляет услуги в выполнении согласованных процедур. У нас есть опыт в выполнении задания по согласованным процедурам 4400 и выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации. Проведение согласованных процедур - это важный этап аудита, который позволяет получить дополнительную информацию о проверяемом объекте.

Введение

Необходимо рассмотреть МССУ 4400, который относится к процедурам, связанным с финансовой информацией, в контексте Предисловия к Сборнику Международных стандартов, включающих контроль качества, аудит, обзорные проверки, прочие задания, обеспечивающие уверенность, и сопутствующие услуги.

Цель Международного стандарта по вспомогательным услугам (МСВУ) заключается в установлении стандартов и предоставлении указаний относительно профессиональных обязанностей аудитора, который выполняет задания, связанные с проведением согласованных процедур в отношении финансовой информации, а также относительно формы и содержания отчета, который предоставляется в связи с такими заданиями.

Термин «аудитор» используется во всех официальных документах Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность в отношении заданий по аудиту, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и вспомогательных услуг, которые могут предоставляться специалистом. Однако такое употребление термина не означает, что лицо, осуществляющее обзорную проверку или оказывающее услуги по обеспечению уверенности или вспомогательные услуги, обязательно должно проводить аудит финансовой отчетности организации.

Основная цель данного стандарта заключается в регулировании заданий, связанных с финансовой информацией. Тем не менее, его положения также могут быть применены для выполнения заданий по нефинансовой информации при условии, что аудитор обладает необходимыми знаниями и имеются разумные критерии, на основании которых можно сформировать выводы. При использовании данного стандарта аудитору могут пригодиться указания, содержащиеся в Международных стандартах аудита (МСА).

Выполнение согласованных процедур может предполагать реализацию определенных процедур как в отношении отдельных элементов финансовой информации (например, задолженности по кредиторам, дебиторам, закупкам у связанных сторон, выручке и прибыли отдельных сегментов организации), так и всей финансовой отчетности в целом (например, бухгалтерского баланса).

Цель задания по выполнению согласованных процедур

Задача состоит в проведении процедур, характерных для аудита, и согласовании их между аудитором, организацией и соответствующими третьими лицами. В результате предоставляется отчет о выявленных фактах.

Аудитор не даёт никаких гарантий, поскольку он просто предоставляет отчет о выявленных фактах по согласованным процедурам. Пользователи отчета оценивают проведенные процедуры и замечания, предоставленные аудитором, и делают свои выводы на основании его работы.

Отчет предназначен только для тех сторон, которые договорились о выполнении процедур, так как другие стороны, не имеющие информации о причинах проведения процедур, могут неправильно интерпретировать результаты.

Принципы задания по выполнению согласованных процедур (правила поведения аудитора)

Для выполнения своих обязанностей аудитор должен придерживаться Кодекса поведения профессиональных бухгалтеров, который был опубликован Советом по международным стандартам бухгалтерской этики (Кодекс СМСБЭ). Данный кодекс устанавливает этические принципы, которым аудитор обязан следовать при выполнении заданий данного типа:

  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и должная тщательность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение;
  • технические стандарты.

Соблюдение независимости не обязательно для выполнения заданий по согласованным процедурам. Однако, в некоторых случаях, национальные стандарты или условия задания могут потребовать от аудитора соблюдения требований независимости в соответствии с Кодексом СМСЭБ. Если аудитор не является независимым, то это должно быть указано в отчете об обнаруженных фактах.

В любом случае, аудитор должен выполнять задание по согласованным процедурам в соответствии с настоящим стандартом и условиями задания.

Согласование процедур в задании аудитора

Аудитор обязан убедиться, что все заинтересованные стороны, включая представителей организации и других заинтересованных сторон, которые получат копии отчета об обнаруженных фактах, полностью понимают, какие процедуры будут проводиться и каковы условия задания. Следующие вопросы должны быть обязательно согласованы:

  • Характер задания, включая то, что проводимые процедуры не являются ни аудитом, ни обзорной проверкой, и не будет выражаться уверенность.
  • Заявленная цель задания.
  • Определение финансовой информации, в отношении которой будут проводиться процедуры.
  • Характер, сроки и объем конкретных процедур, которые будут проводиться.
  • Предполагаемая форма отчета об обнаруженных фактах.
  • Ограничения на распространение отчета об обнаруженных фактах.

Если имеются какие-либо противоречия между этими ограничениями и юридическими требованиями (если применимо), аудитор должен отказаться от выполнения задания.

В некоторых ситуациях, к примеру, если процедуры утверждены регуляторным органом, представителями отрасли и бухгалтерской профессии, аудитор может не иметь возможности обсудить их со всеми заинтересованными сторонами. В таком случае, аудитор может обговорить предполагаемые процедуры с соответствующими представителями заинтересованных сторон, изучить их письменную переписку или отправить им проект отчета, который будет опубликован.

Руководствуясь собственными интересами и интересами клиента, аудитор должен написать клиенту письмо-соглашение, где будут описаны главные условия назначения. Письмо-соглашение об условиях задания подтверждает согласие аудитора на принятие назначения и предотвращает недопонимание в области целей и объема задания, объема обязанностей аудитора и формы предоставляемых отчетов.

Письмо-соглашение об условиях задания должно включать следующее:

  • список процедур, которые будут выполнены и которые согласованы всеми сторонами;
  • заявление о том, что отчет о выявленных фактах будет распространяться только среди указанных лиц, которые дали свое согласие на проведение процедур.

Помимо этого, если аудитор считает необходимым, то он может приложить проект отчета о выявленных фактах к письму-соглашению.

Планирование

Для успешного выполнения задания аудитор должен составить детальный план действий, который позволит достичь поставленной цели.

Документация

Важным аспектом аудиторской деятельности является документирование всех вопросов, которые могут иметь значение для предоставления доказательств относительно отчета о выявленных фактах, а также для подтверждения соответствия проведенного задания требованиям МССУ и условиям задания.

Процедуры и доказательства

Необходимо, чтобы аудиторская процедура была выполнена с учетом согласованных сторонами требований, а также использовались собранные доказательства для составления отчета об обнаруженных фактах.

Конкретные действия, которые могут быть осуществлены в рамках задания по выполнению согласованных процедур, могут включать в себя:

  • проведение опроса и анализа;
  • пересчет, сравнение и техническая проверка достоверности данных;
  • осуществление наблюдения;
  • проведение инспекции;
  • получение подтверждений.

Подготовка отчёта

Доклад о результатах выполнения задания, связанного с проведением согласованных процедур, должен содержать подробную информацию о цели и согласованных процедурах, чтобы пользователь мог понять, какие работы были выполнены и какого они были объема.

Отчёт о фактах, обнаруженных в результате проведения согласованных процедур, должен включать в себя следующие элементы:

  • заголовок;
  • имя получателя (обычно это клиент, который привлек аудитора для проведения согласованных процедур);
  • конкретное определение финансовой или нефинансовой информации, относительно которой были проведены согласованные процедуры;
  • подтверждение того, что выполненные процедуры соответствуют тем, которые были согласованы с получателем;
  • заявление о том, что выполнение задания было осуществлено в соответствии с Международным стандартом сопутствующих услуг, применимым к заданиям по выполнению согласованных процедур, или в соответствии с национальными стандартами или установившейся практикой;
  • если применимо, заявление о том, что аудитор не является независимым лицом по отношению к организации;
  • указание цели, с которой были выполнены согласованные процедуры;
  • перечень конкретных выполненных процедур;
  • описание фактов, обнаруженных аудитором, включая достаточно подробную информацию о выявленных ошибках и расхождениях;
  • заявление о том, что выполненные процедуры не являются ни аудитом, ни обзорной проверкой и, следовательно, уверенность не выражается;
  • заявление о том, что, если бы аудитором были выполнены дополнительные процедуры, аудит или обзорная проверка, могли бы быть обнаружены другие вопросы, которые были бы также включены в отчет;
  • заявление о том, что отчет предназначен только для тех лиц, которые дали согласие на выполнение процедур;
  • если применимо, заявление о том, что отчет относится только к указанным элементам, счетам, статьям или к определенной финансовой и нефинансовой информации и не распространяется на финансовую отчетность организации в целом;
  • дата отчета;
  • адрес аудитора;
  • подпись аудитора.